Особый ребенок… Таким термином принято называть ребенка, чье развитие сильно отличается от нормы. «У вас особый ребенок», — звучат слова для родителей. И отдаются болью. Остановка в жизни. Переоценка. И начало новой жизни. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. И часто семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, во многом предоставлены сами себе, живут замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами.
А в действительности это любимый малыш, которому нужно общаться с другими детьми, играть, шалить, наблюдать. Которому нужно развиваться и познавать мир. В Центре интенсивного развития «Росток» уже длительное время реализовывается программа «Детский сад и особый ребенок».
В Центре «Росток» приоритетным направлением работы в детьми с ОВЗ является работа с группами детей, имеющих следующие ограничения возможностей здоровья:
• с расстройствами аутистического спектра (РАС), РДА
• задержка психического развития,
• задержка психоречевого развития,
• умственная отсталость.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является работа ребенка не только с воспитателями, но и различными специалистами, с детьми работают:
• учитель -логопед,
• учитель-дефектолог,
• олигофренопедагог,
• педагог-психолог,
• инструктор по физическому развитию
• педагог дополнительного образования.
Мы разработали несколько вариантов посещения детского сада :
1. посещение полного дня
2. посещение полного дня с сопровождением тьютора
3. кратковременное посещение в первой половине дня с 7.30 до 12.00
4. посещение малой группы
5. посещение занятий.
Выбор режима посещения зависит от уровня готовности ребенка зайти в группу.
Адаптированная образовательная программа ДО ребенка с ВОЗ содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации прав ребенка с ОВЗ дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Адаптированная программа направлена на:
• компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
• реализацию потребностей детей в развитии и адаптации в социуме;
• на создание условий развития ребенка с ВОЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• активное включение всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения (педагоги, узкие специалисты, родители (законные представители)
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
• создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому,
• своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе,
• создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.